логин пароль регистрация
кто тут=>


Новосибирский
поэтический
Марафон
Все конкурсы
поэзии России
Змейка
Хокку
блоги/авторы/ ленты блогов/
А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Новые записи БЛОГОВ
Плохая весть
Влад Пеньков в журнале *Этажи*.
Александр Пушкин на литсайте «ДУРНЫХ.НЕМА»
Новая публикация Влада Пенькова.
Возвращение лучших
На Рифме критика не принята...
ХОЖДЕНИЕ ПО МЯУ - МУКАМ
Пытки для инвалидов Крыма
О позоре
О прениях к стихотворению Марка Шехтмана
Евангелие от Джении
9 июня не стало Ирины Кузнецовой...
Наши!
Разумная вода
Ушёл из жизни Алексей Аистовъ...
КТО АВТОР?
Программа Память сердца
Новая подборка Влада Пенькова.
Положение о конкурсе им. Игоря Царёва *ПТИЦА - 2018*
ОЖИДАНИЕ ЧУДА
Рифма. Интернет-журнал *Эрфольг*.
Положение о Международной Волошинской премии 2018 года
Станислав Говорухин
Тареевские чтения- фестиваль и конкурс
Белые Розы Сибири - региональный литконкурс
Рифма. Поэтический альманах *Сетевая словесность*.
ГРЯЗЬ МЕРТВОГО МОРЯ
ЧИТАТЕЛЬ
Новая публикация Влада Пенькова.
Бирюзовый шторм opus 2

Новые отзывы БЛОГОВ:
Пеньков Влад 17:46
Долгушин Юрий 11:17
Стрелец Вик 01:39
Максимычева София 17:30
Галь Дмитрий 22:01
Юфит Татьяна 17:09
Долгушин Юрий 19:14
Ахадов Эльдар 08:42
Галь Дмитрий 16:30
Алисов Владимир 20:03


Гофайзен Михаил
РУССКОЕ НИЦШЕАНСТВО 18.05.2007 13:25

ОБ ОДНОЙ СТРАНИЧКЕ ИЗ ИСТОРИИ РУССКОГО НИЦШЕАНСТВА
ОБ ОДНОЙ СТРАНИЧКЕ ИЗ ИСТОРИИ РУССКОГО НИЦШЕАНСТВА
.....С.К.К у л ь ю с, М.А.Г о ф а й з е н

В 1903 г. в издательстве "Скорпион" вышел сборник стихотворений К.Бальмонта "Будем как Солнце . Книга Символов", завоевавший репутацию "ницшеанского". В частной библиотеке Е.Бурсевич (Таллин) сохранился экземпляр этого издания с неизвестным автографом поэта:

"Л.И.Андрусону
К. Бальмонт 1903. Июль.
Бог создал мир из ничего.
Учись, художник, у него!"

Особая ценность этого экземпляра книги заключается для наc не столько в приведенной дарственной, требующей отдельного комментария, сколько в трех строках, вписанных рукою Бальмонта в цикл стихотворений «Д.С.Мережковскому» из раздела «Сознание»:

"Весь дикий бред, весь ужас христианства.
Люблю волну. И только сам Христос
Мне чужд, как влаге моря чужд утес".

Будучи композиционным завершением стихотворения «Я полюбил индийцев потому...», приведенные строки, «достраивая» его до сонета, несут основную смысловую нагрузку, усиленную синтаксическим "сломом" последних строк. Цикл стихотворений "Д.С.Мережковскому" любопытен
с точки зрения избранной нами темы в нескольких аспектах. Перечисление Бальмонтом различных религий и культур
("я полюбил индийцев...", "эллинов и парсов я пойму...", "мне нравятся толпы магометан, оргийность первых пыток христиан") напоминает редуцированные экскурсы Ницше в историю мировых религий,
а их характеристики обнажают плюралистические установки поэта:
так, христианство, например, оказывается одной из "волн"
безбрежного моря" человеческой истории наряду с другими. Смена "волн", "изменчивость убранства" отрадны для поэта. Однако принимая христианство в ряду иных религий, Бальмонт не "считает его последним и окончательным пристанищем человечества. Чуждым для него является и идеал Христа как прообраза "богочеловека". В образной
системе цикла "утес" (Христос) противопоставлен вечно сменяющим друг друга "волнам", он застит вид и кажется ненужным", обреченным на гибель. Еще в 1897 г. Бальмонт в разговоре с В.Брюсовым охарактеризовал Христa как "лакея, философа для нищих".* Подобная интерпретация, как и последнее стихотворение рассматриваемого цикла –
неоспоримо свидетельствуют о их ницшеанском происхождении
(ср. рассуждения Ф. Ницше о психологическом типе Спасителя и искажении историческим христианством смысла поведения Христа в момент распятия).
Здесь, по-видимому, можно найти и объяснение посвящения цикла Мережковскому, одному из вождей русского символизма. Собственная "избранность", причастность к "сверхчеловечеству", декларируемая Бальмонтом еще в более раннем сборнике "Горящие здания" ( ср. например, стихотворение "Избранный": О, Да, я Избранный, я Мудрый, / Сын Солнца - я поэт..."), определяют "родство"
с Мережковским, способным к "переоценке ценностей", к которой призывал Ницше, и стремящемся к обновлению мира. Однако ощущая свое "братство"** по отношению к Мережковскому, Бальмонт не приемлет общей направленности исканий организатора и идейного вдохновителя
журнала "Новый Путь". Ницшеанец Бальмонт, подобно Заратустре
призывающий всех "быть как Солнце", не может принять "неохристианства"
Мережковского. Именно разнонаправленность исканий (один избирает путь "сверхчеловека", другой - путь обновленного христианства) не позволяет Бальмонту объявить Мережковского русским Заратустрой и диктует строки:

"Другом не будешь ты мне никогда.
Братом ты будешь навеки".
___________________________________________ _________

* Брюсов В. Дневники. I890-I9I0. М.,1927. С.30.
** "Братьями" называл т.н. "высших людей" «сверхчеловек»
Заратустра.
начало (1 | 2 | 3) конец
Гофайзен Михаил
20.05.2007 22:08
Оленька,
даже если это утверждение справедливо, событие это существенно только для природы самого христианства.
Пара антагонистов - Восток-Запад - неизменна...
Какая разница, как она реализуется - через пару Заратуштра-Элохим или Магомет-Христос?
Я же говорю не об органном, а о клеточном уровне...
Алёшина Ольга
20.05.2007 23:20
"Пара антагонистов - Восток-Запад - неизменна..." - не уверена, Михаил... Всё относительно... Идёт взаимопроникновение культур, религий, менталитетов - и на клеточном уровне - тоже!
Гофайзен Михаил
21.05.2007 01:34
вот-вот... и я - о том же... а пример тому - Ницше... и его безумие :)

Всё. Уехал:)
Жуков Максим
21.05.2007 14:27
Перемещаясь один, словно перст по планете,
Тысячи миль впопыхах, как попало, покрыв;
Встретив рассвет, черт-те с кем, в расставании скором
Растиражировав свой тут и там поцелуй:
Будем как Солнце; как Боги; как малые дети;
Подрастерявши себя в череде директив
Литература давно уже стала – декором,
Вера, Надежда, Любовь – превратились в фен-шуй.

ну это я так... попиариться. :-)

Но, как мне кажется, в тему.
Богатова Наталья
23.05.2007 01:44
Конечно, продолжают читать. Например, Киплинг, стихо которого никогда не дочитывают. Там, вроде, в конце после слов "но если" он тоже говорит, что все едино - Запад, Восток... Но ему, зато, не приходило в голову про внеземное (А может, тоже - "формат, осторожность, врожденная лень)".
Ген разумности - рецессивный или доминантный в настоящее время?
Простите, Михаил, у вас - все серъезно. А про серъез - антропософия, эсхатология - к Ольге :))) Сама же я хотела бы присвоить себе роль поплавка ("кораблям не заходить, чтоб не сесть на мель" :)))
Гофайзен Михаил
09.06.2007 10:59
Максим, рад видеть!

Использование моей странички в целях рекламы стоит - сущие пустяки...скажем ...э-э-э... только, разумеется,
фо ю... э-э-э...
:)

Спасибо!

Гофайзен Михаил
09.06.2007 11:08
Наташенька,
так Вы решили отрыть окопчик и вжаться
в землю?
:)
Ген разумности? Он, подобно вечной женственности, распылён повсюду и, как известно, справедливо разделен, т.к. на недостаток его никто не жалуется... к-хм... даже
те, у кого он рецессивный.
:)

{предыдущее автора] [следующее автора}
{предыдущее по хронологии] [следующее по хронологии}

Написать модератору
Партнеры:
«Хижицы» - литературный конкурс им. Гавриила Каменева

Rambler's Top100

Идея и подержка (c) Бочаров Дмитрий Викторович 2003-2013
php+sql dAb 2003-2005
Техническая поддержка -
пишите_в_теме_rifma-help